Мы что-то забыли? Роль личности как движущей силы изменений между психологией данных и вычислительным мышлением
ФИТ-Академия
Сессия 290
В эпоху, когда доминируют потоки данных, алгоритмические системы и искусственный интеллект, мы рискуем упустить из виду один существенный элемент: роль личности. В этой сессии мы рассмотрим, как личности, оснащенные правильными когнитивными рамками и этическим сознанием, могут вернуть себе свою агентность в мире, который все больше определяется автоматизированной обработкой и технологической сложностью.
Черпая вдохновение из концепции вычислительного мышления, сессия переосмысливает его не просто как технический или программный навык, а как когнитивную структуру, с помощью которой люди могут взаимодействовать со сложностью, не отказываясь от своей автономии. В то же время сессия затрагивает психологию данных — то, как наш разум реагирует на подавляющие объемы данных, и привлекательность упрощенных выходных данных систем ИИ. Когда сталкиваешься с этой сложностью, возникает соблазн позволить машинам определять проблемы и находить решения. Тем не менее, истинная ценность человеческого познания заключается именно в этих двух действиях: определении значимых проблем и интерпретации результатов с нюансами.
На сессии будет показано, как можно структурировать образовательные и организационные инициативы для укрепления этих человеческих ролей. Примерами служат использование помощников на основе ИИ в формулировании проблем и исследовании сценариев, где учащиеся поддерживаются, а не заменяются ИИ, и корпоративные программы обучения, которые сочетают техническую грамотность с рефлексивными упражнениями по этике данных, критическому мышлению и суждениям.
С нетерпением ожидая WSIS после 2015 года и к 2025 году, сессия выступает за видение, в котором технология усиливает человеческую мысль, а не заменяет ее. Ключевой проблемой является не только технологический доступ, но и сохранение человеческой ответственности и когнитивного владения в процессе принятия цифровых решений. По-настоящему инклюзивное и этическое информационное общество должно гарантировать, что люди не будут пассивными пользователями систем данных, а активными создателями цифрового будущего.
-
C3. доступ к информации и знаниям
-
C4. Наращивание потенциала
-
C7. приложения ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни - электронное обучение
-
C7. применение ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни - Электронная наука
-
С10. Этические аспекты информационного общества
Эта сессия поддерживает и пересекается со следующими направлениями действий ВВУИО:
C3. Доступ к информации и знаниям: Подчеркивая важность когнитивных инструментов, таких как вычислительное мышление, сессия способствует осмысленному доступу, когда люди могут понимать и контекстуализировать получаемую ими информацию.
C4. Развитие потенциала: основная тема сессии — наделение людей способностью критически взаимодействовать с цифровыми инструментами, способствуя развитию способностей, выходящих за рамки технических навыков и включающих в себя человеческую проницательность и этические суждения.
C7. Приложения ИКТ – Электронное обучение: Примерами служат ориентированные на человека среды обучения с использованием искусственного интеллекта, в которых учащиеся совместно выстраивают понимание с помощью цифровых агентов, а не пассивно получают результаты.
C10. Этические аспекты информационного общества: сессия рассматривает этические последствия делегирования когнитивных задач машинам, выступая за сохранение человеческого фактора в цифровой среде.
C11. Международное и региональное сотрудничество: построение глобального диалога о роли личности в цифровом обществе требует совместных рамок, которые интегрируют когнитивные, этические и технические модели образования в разных регионах.
-
Цель 4: Обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и содействовать созданию возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех
-
Цель 8: Содействие всеохватному и устойчивому экономическому росту, занятости и достойной работе для всех
-
Цель 9: Создание устойчивой инфраструктуры, содействие устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций
-
Цель 10: Сокращение неравенства внутри стран и между ними
-
Цель 16: Поощрение справедливых, мирных и инклюзивных обществ
-
Цель 17: Активизация глобального партнерства в интересах устойчивого развития
Цель 4 – Качественное образование:
Эта сессия пропагандирует более широкое и глубокое понимание вычислительного мышления как основополагающего когнитивного навыка для 21-го века. Она подчеркивает образование, которое выходит за рамки технической подготовки и включает критическое мышление, определение проблем и этическое суждение в цифровой среде. Это напрямую поддерживает ЦУР 4, продвигая возможности обучения на протяжении всей жизни и переопределяя цифровую грамотность для расширения прав и возможностей учащихся в обществе, дополненном ИИ.
Цель 8 – Достойный труд и экономический рост:
Предоставляя людям возможность осмысленно взаимодействовать со сложными системами данных и принимать обоснованные решения, сессия способствует устойчивой занятости и цифровой устойчивости. Она соответствует Цели 8, способствуя адаптации и релевантности человека в будущих цифровых экономиках, где суждение и критическое мышление являются незаменимыми для достойной работы.
Цель 9 – Промышленность, инновации и инфраструктура:
Сессия продвигает ориентированный на человека подход к инновациям, который рассматривает индивидуальную ответственность как движущую силу этичного и устойчивого использования технологий. Она усиливает идею о том, что устойчивые и надежные цифровые инфраструктуры должны дополняться столь же устойчивыми человеческими возможностями, тем самым поддерживая инклюзивные инновационные экосистемы.
Цель 10 – Сокращение неравенства:
Цифровой разрыв больше не касается только доступа к устройствам и подключению; он все больше касается когнитивного и этического доступа — кто может интерпретировать, подвергать сомнению и действовать на основе информации осмысленно. Эта сессия подчеркивает инклюзивность в способности критически мыслить в цифровых контекстах, способствуя сокращению возникающих форм цифрового неравенства.
Цель 16 – Мир, справедливость и сильные институты:
Предоставление людям возможности ответственно взаимодействовать с системами ИИ, подвергать сомнению автоматизированные решения и сохранять полномочия по толкованию способствует прозрачному и подотчетному цифровому управлению. Эта сессия поддерживает Цель 16, поощряя человеческое участие и этический надзор в алгоритмических средах, что необходимо для надежных и инклюзивных обществ.
Цель 17 – Партнерство для достижения целей:
Наконец, призыв к международному сотрудничеству по переосмыслению образования, цифровых прав и управления ИИ соответствует ЦУР 17. Сессия способствует формированию общего видения цифрового развития, ориентированного на человека, посредством междисциплинарного и межсекторального диалога, содействуя глобальному партнерству для совместного создания устойчивого цифрового будущего.