Сотрудничество между поколениями: переосмысление работы, обучения и инклюзивности в цифровую эпоху
Центр социально-экономического развития
Сессия 422
Цифровые инновации для инклюзивного рабочего места
Создание значимых многопоколенческих партнерств остается сложной задачей. Как было исследовано в недавнем специальном выпуске Public Administration and Policy по теме «Старение, производительность и социально-экономическое развитие: варианты политики», для полной реализации потенциала сотрудничества, учитывающего возраст, необходимы институциональная готовность, согласованность политики и культурная открытость.
Эта предлагаемая Специальная инициатива и Специальный трек ВВУИО направлены на то, чтобы собрать различные заинтересованные стороны для изучения того, как цифровые технологии могут способствовать и поддерживать многопоколенческие партнерства, которые способствуют устойчивому будущему для всех. Ключевые вопросы для изучения включают:
-Какая ИКТ-инфраструктура необходима для создания благоприятной среды для продуктивного межпоколенческого сотрудничества?
-Как можно наладить, поддержать и сохранить такое партнерство?
-Какая политика необходима для развития цифровой грамотности и инноваций на рабочем месте во всех возрастных группах?
Контекст и обоснование
По данным Отдела народонаселения ООН (DESA), к 2050 году число людей в возрасте 60 лет и старше, по прогнозам, увеличится на 50% в развитых странах и утроится в развивающихся. Ожидается, что продолжительность жизни в мире достигнет 75 лет. Хотя увеличение продолжительности жизни является значительным общественным достижением, оно также оказывает давление на пенсионные системы и вызывает обеспокоенность по поводу продолжения социальной активности и значимого участия пожилых людей. Многие пожилые люди испытывают одиночество и социальную разобщенность, особенно когда отсутствуют институциональные пути реинтеграции.
Одновременно экологические, технологические и экономические потрясения углубляют разрыв между поколениями. Молодежь сталкивается со значительными барьерами в сфере занятости и личностного развития, особенно в неблагополучных районах, где доступ к качественному образованию и экономическим возможностям ограничен. Цифровые технологии, применяемые с дальновидностью, могут служить мощным мостом. Связывая молодых людей с жизненным опытом и неявными знаниями старших поколений, становятся возможными новые модели межпоколенческого наставничества и сотрудничества, даже через географические и социально-экономические границы. Сегодняшняя молодежь испытывает непропорциональный психологический стресс, и доверительные отношения с поддерживающими и понимающими людьми смягчили бы многочисленные источники стресса в гиперцифровом обществе.
Обеспечение интеграции рабочей силы разных поколений с помощью цифровых технологий
Всемирный банк определяет основные мегатенденции — автоматизацию, изменение климата и цифровизацию — которые, вероятно, повлияют на более чем 1,1 миллиарда рабочих мест в следующем десятилетии. Около 450 миллионов молодых людей (около 70% мирового молодого населения) экономически не вовлечены из-за несоответствия навыков. Между тем, до 60% компаний в некоторых регионах называют навыки рабочей силы ключевым ограничением производительности.[1]
Пожилые люди обладают обширными практическими знаниями, которые, хотя и сложно кодифицировать в цифровом виде, имеют значительную ценность, когда ими делятся напрямую с молодыми коллегами посредством коучинга, наставничества и командного сотрудничества. Обеспечение такого обмена знаниями посредством ИКТ потребует как социальных инноваций, так и разработки новых институциональных моделей, например, ISO 25550:2022[2]. В частности, для молодежи, входящей в высокоавтоматизированную или незнакомую рабочую среду, межпоколенческая поддержка может обеспечить ориентацию, культурную преемственность и более сильное чувство принадлежности.
Таким образом, хорошо продуманная стратегия работы с кадрами разных поколений может:
Устранение пробелов в навыках путем использования взаимодополняющих сильных сторон разных поколений (например, технических знаний, социально-эмоциональной зрелости, решения проблем);
Повысить адаптивность и устойчивость за счет стабилизирующего влияния пожилых работников и цифровой гибкости молодых;
Поддерживайте непрерывное обучение , обеспечивая непрерывное, соответствующее возрасту развитие навыков на всех этапах трудовой жизни.
[1] Всемирный банк, Высшее образование и навыки: многоцелевой трастовый фонд. Доступно по адресу https://www.worldbank.org/en/programs/tes?utm_source=chatgpt.com
[2] ISO 25550:2022 — Стареющие общества — Общие требования и рекомендации для рабочей силы, учитывающей возраст, доступно по адресу https://www.iso.org/standard/76420.html





-
C1. роль правительств и всех заинтересованных сторон в содействии использованию ИКТ в целях развития
-
С2 Информационная и коммуникационная инфраструктура
-
C3. доступ к информации и знаниям
-
C4. Наращивание потенциала
-
C5. укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ
-
C6. Разрешающая среда
В стареющих обществах реинтеграция пожилых людей в рынок труда является не только экономической необходимостью, но и социальной возможностью. По мере увеличения продолжительности жизни и повышения гибкости пенсионного возраста во многих странах многие люди третьего возраста стремятся продолжать вносить свой вклад, работая по необходимости или из чувства цели. Однако такие барьеры, как налоговые режимы, политические ограничения, технологические пробелы, устаревшие навыки и предубеждения на рабочем месте, мешают их участию.
-
Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех
-
Цель 4: Обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и содействовать созданию возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех
-
Цель 8: Содействие всеохватному и устойчивому экономическому росту, занятости и достойной работе для всех
-
Цель 10: Сокращение неравенства внутри стран и между ними
-
Цель 11: Сделать города инклюзивными, безопасными, жизнеспособными и устойчивыми
Наша сессия поддержит следующие ЦУР и внесет значительный вклад в ЦУР 3, Здоровье и благополучие для всех, путем поощрения активной практики здоровья и активного старения. Дополнительные цели ЦУР:
ЦУР 4: Качественное образование
Задача 4.3 — Обеспечить равный доступ всех женщин и мужчин к недорогому и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, включая университетское.
Задача 4.7 — Обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения устойчивому образу жизни и глобальной гражданственности.
ЦУР 8: Достойный труд и экономический рост
Задача 8.2 — Достичь более высокого уровня экономической производительности за счет диверсификации, технологической модернизации и инноваций, в том числе путем сосредоточения внимания на секторах с высокой добавленной стоимостью и трудоемкими отраслями.
Задача 8.5 — Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе для молодежи и лиц с ограниченными возможностями, и равную оплату за труд равной ценности.
Задача 8.6 — Существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не проходит профессиональную подготовку.
Задача 8.9 — Содействовать развитию устойчивого туризма, создающего рабочие места и продвигающего местную культуру и продукцию.
ЦУР 10: Сокращение неравенства
Задача 10.2 — Расширять возможности и поощрять социальную, экономическую и политическую интеграцию всех людей, независимо от возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии, экономического или иного положения.
Задача 10.3 — Обеспечить равные возможности и сократить неравенство результатов, в том числе путем устранения дискриминационных законов, политики и практики.
ЦУР 11: Устойчивые города и сообщества
Задача 11.7 — Обеспечить всеобщий доступ к безопасным, инклюзивным, доступным, зеленым и общественным пространствам, особенно для женщин, детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.
www.csend.org, www.wfpha.org, https://greycells.ch/, https://ageingcommitteegeneva.org/